ua en ru

Соцсети Facebook предрекают скорый закат, - исследование

Крупнейшая социальная сеть - Facebook, вероятно, уже достигла пика своей популярности, и в скором времени интерес пользователей к ней начнет угасать. К такому выводу пришли ученые из немецкого Института программного анализа и информационных систем (IAIS) при Обществе имени Фраунгофера.

Крупнейшая социальная сеть - Facebook, вероятно, уже достигла пика своей популярности, и в скором времени интерес пользователей к ней начнет угасать. К такому выводу пришли ученые из немецкого Института программного анализа и информационных систем (IAIS) при Обществе имени Фраунгофера (объединение 67 немецких институтов прикладных исследований).

Это не первое подобное исследование, которое предрекает проекту Марка Цукерберга скорое забвение. На этот раз эксперты проанализировали динамику пользовательского интереса к 175 различным сервисам в Интернете и подтвердили циклическую природу социальных сетей: они быстро набирают популярность, но так же быстро теряют ее.

Исследование Кристиана Керстинга и Кристиана Баукхаге основывается на данных сервиса "Google Тренды", который считает, сколько раз пользователи в той или иной стране "гуглили" какую-либо тему. В поле зрения ученых попали социальные сети, такие как Twitter, VKontakte, Google+, LinkedIn и др., и прочие интернет-сервисы - AirBnB, Amazon, Groupon, Spotify, eBay и т.д. Поисковые данные собирались по 45 странам. Большая часть социальных сервисов подчиняется одному и тому же закону: в какой-то момент все они переживают бум популярности, а затем сталкиваются с необратимым снижением интереса.

Facebook - не исключение, и коллективное внимание к нему следует все той же "холмообразной" схеме, утверждают Керстинг и Баукхаге. Различные модели анализа поисковых данных расходятся в оценке скорости, с которой будет снижаться популярность Facebook, но самая нейтральная предполагает, что к 2017 г. интерес к соцсети сократится на 50% относительно текущего уровня.

Авторы оговариваются, что их анализ не позволяет делать прогнозы о снижении количества пользователей Facebook в абсолютных величинах.

Похожее исследование, основанное на статистике поисковых запросов в "Google Трендах", в начале 2014 г. провели ученые Джон Канарелла и Джошуа Шпехлер из Принстонского университета. Они подсчитали, что число пользователей Facebook сократится на 80% в период с 2015 г. по 2017 г. Публикация работы вызвала не только повышенное внимание прессы, но и живую реакцию самого Facebook. Команда Цукерберга ответила собственным "исследованием": аналитик Майк Дэвелин проследил динамику "лайков" на страницах Facebook Принстонского, Гарвардского и Йельского университетов и заключил, что университет Принстона находится под угрозой исчезновения. А снижение частоты запросов в Google по слову "воздух" еще более пугающее: воздух на Земле может исчезнуть из-за спада интереса к нему со стороны интернет-аудитории, съязвил представитель Facebook.

Впрочем, данные самой компании намекают на то, что Facebook действительно испытывает некоторые трудности с поддержанием внимания существующих пользователей и привлечением новых. Если к концу III квартала 2013 г. прирост ежемесячной аудитории соцсети составлял 18% (в годовом выражении), то в конце 2013 г. - 16%, а к концу I квартала 2014 г. - уже 14%.

Помимо замедления роста аудитории, одним из главных вызовов для Facebook является старение аудитории: все больше тинейджеров выбирают более простые и приспособленные для общения мессенджеры. В октябре 2013 г. о снижении количества часов, которые подростки проводят в соцсети, заявлял финансовый директор Facebook Дэвид Эберсман. Способом борьбы с этой проблемой стала покупка быстрорастущего мессенджера WhatsApp за рекордную для технологической отрасли сумму - 19 млрд долл.

В последнее время Facebook также подвергается критике за использование персональных данных своих пользователей в рекламных интересах, а также психологические эксперименты с отображением постов в пользовательских лентах новостей. Недавняя новость о том, что соцсеть проводила "эксперимент с эмоциями" почти 700 тыс. своих юзеров, фильтруя их "френд-ленты" по параметру позитивности или негативности постов, вызвал острую реакцию интернет-сообщества.